Снасти и методы ловли рыбы на бомбарду

Так уж получилось, что найти информацию о способе ловли на бомбарду достаточно просто — это можно сделать на просторах Интернета или в рыболовной периодике, но гораздо сложнее отыскать рыболова, который использует этот метод на практике. Во всяком случае, ни на одном из водоемов Московской, ни на водоемах других прилегающих к ней областей я таких рыболовов не встречал. Чаще приходилось сталкиваться с недоуменными взглядами коллег по увлечению, которые тщетно пытались понять, что же это за снасть такая, на которой есть поплавок, но нет грузила, а вместо традиционной насадки рыбе предлагается что-то несуразное.

Мое знакомство с бомбардой произошло давно. Как-то я отправился половить окуней на один из многочисленных карьеров Тульской области. Со слов местного жителя глубина в нем местами была более пяти метров. В тот день окунь явно был не в настроении и изредка соблазнялся небольшим твистером на отводном поводке. Однако я заметил, что довольно часто поклевки окуня случаются через несколько секунд после приводнения приманки, что говорило о том, что окунь стоит вполводы. Проводка в толще дала результат, но вывод напрашивался сам собой — в данной ситуации вертушка будет незаменима.

Однако легкую вертушку добросить до окуня не удалось, а крупную окунь игнорировал. Идея уже зрела в голове, и через пару недель я стоял на берегу карьера с новой оснасткой: медленно тонущей бомбардой и вертушкой нулевкой на полутораметровом поводке. Полчаса поиска нужного горизонта проводки — и результат не заставил себя ждать. Когда я фотографировал свой улов, ко мне подошел местный рыболов и рассказал, что столько окуней здесь обычно ловят за целый день, а время было только одиннадцать утра. Я сказал, что окунь и сейчас неплохо ловится, и на резонный вопрос, почему я решил закончить рыбалку, ответил, что во всем надо знать меру. Мой ответ ему явно понравился, и мы разговорились. О бомбарде мой новый знакомый, как и следовало ожидать, услышал впервые, и я надеюсь, что после нашего общения его рыболовный кругозор немного расширился.

Снасти и методы ловли на бомбарду голавля,окуня-приманки,мушки

Возможно, что бомбарда так и осталась бы для меня просто грузилом, помогающим доставить невесомую блесну за горизонт, но, как обычно бывает, в дело вмешался случай. Один знакомый рыболов, узнав, что я собираюсь на несколько дней в Рязанскую область половить голавля на ультралайт, рассказал, что увлекся вязанием мушек и успешно ловит голавля не только нахлыстом, но и с помощью бомбарды. Не буду вдаваться в подробности, но закончилось все тем, что мне были вручены несколько мушек в подарок. Плавающую бомбарду, по совету знакомого, я купил в ближайшем рыболовном магазине. Весь этот нехитрый скарб уместился впоследствии в небольшом кармашке рюкзака. Кто бы мог тогда подумать, что в ближайшее время я стану завсегдатаем магазинов для нахлыстовиков.

На следующий день мы с другом отправились в долгожданную трехдневную поездку за голавлем. На речку мы прибыли около полудня. Погода стояла ясная и жаркая. Утолив жажду у родника с ледяной водой, принялись расчехлять снасти. Честно сказать, я тогда совсем позабыл о бомбарде, так как спешил опробовать в полевых условиях свежеприобретенные воблеры. Голавль в тот день клевал исправно. Друг использовал проверенные временем воблеры, такие как Jackal Chubby и Smith Camion. Я же решил «поупираться» в Red Rag с заглублениями SR и SSR. Скажу сразу, что обе модели от Pontoon21 показали себя с лучшей стороны, вот только воблер в SSR-версии мне понравился чуть больше из-за зрелищности поклевок. Особенно красиво они смотрелись на закате, когда на побагровевшем зеркале воды возникали вдруг брызги от мощной атаки голавля.

Ночью мы отказались от рыбалки, несмотря на то, что изначально ее планировали: рыболовная жажда была утолена, рыба как пищевой объект нас не интересовала, так как мы ловили по принципу «поймал — отпустил», и решили отдохнуть до рассвета, дабы встретить новый день со свежими силами.

Снасти и методы ловли на бомбарду голавля,окуня-приманки,мушки

Однако утро поумерило наш боевой пыл. Погода сильно испортилась: дул довольно приличный ветер, гоня по реке хорошую волну, а на этих волнах покачивались обрывки водорослей и сорванные ветром листья. Ловля воблерами с небольшими заглублениями успеха не принесла. Мы решили, что голавль ушел на глубину, и стали методично «обстреливать» акваторию дипами. На локальных участках периодически попадался окунь по несколько штук кряду, но сегодня не он был желанным объектом нашей охоты, а потому мой товарищ по рыбалке стал поговаривать о неплановом возвращении домой. Может быть, мы бы вскоре и уехали, но на одной из проводок глубоководным воблером какая-то рыба атаковала «усы» от разрезающей водную гладь лески. Через несколько забросов ситуация повторилась.

Уже потом, анализируя успех действительно состоявшейся рыбалки, я понял, что голавль в тот день, несмотря на похолодание и ветер, на глубину и не собирался — он стоял под нависшими кустами в ожидании падающих с ветвей насекомых. Конечно, голавль и в тихую погоду любит кормиться в таких местах, но видимо в ветер, повинуясь инстинкту, рыба достигла там наибольшей концентрации. Но это уже выводы постфактум. В то утро же, увидев атаки «усов», я невольно вспомнил о бомбарде и о мушках, подаренных мне накануне. Терять, собственно, было нечего: голавль клевать не хотел, а окуня можно было наловить и гораздо ближе к дому, и это оказался как раз тот случай, когда можно было поэкспериментировать. Я смонтировал классическую оснастку с бомбардой. Надел на основную леску бомбарду, привязал тройной вертлюжок, затем полутораметровый поводок, а к нему палмер (гусеницу) оливкового цвета, которую советовал мне знакомый как приманку номер один по голавлю.

На первой же проводке я почувствовал легкий зацеп, потом сразу второй, и поначалу решил, что мушка, связанная на двойнике, цепляется за проплывающие по реке водоросли. Однако вымотав снасть, я обнаружил, что на крючках никакой травы нет. Затеплилась надежда. На одной из проводок рука почувствовала легкий «тук», и я мгновенно среагировал. На другом конце забился голавль, а плавающая бомбарда заплясала на волнах. Это была победа! Голавль ловился и на равномерную проводку, и на отпуск по волнам, а несколько голавлей попалось на «плюх» при забросах под кусты на противоположном берегу. Мой друг, наблюдая эту картину, твердо решил купить перед следующей поездкой дюжину разных бомбард и «мешок разносортных мух», после чего не солоно хлебавши отправился готовить обед при условии, что я дам ему за это половить на бомбарду. Я, конечно же, не возражал, и в этот день мой приятель поймал своего первого голавля на искусственную мушку

Снасти и методы ловли на бомбарду голавля,окуня-приманки,мушки

Следующим утром, памятуя о том, как, пытаясь забросить мушку под кусты, несколько раз вешал ее на кусты, я решил не рисковать проверенной приманкой и привязал, как потом выяснилось, крупный Red Tag, связанный на лососевом двойнике № 6 по международной классификации. После нескольких часов рыбалки выяснилось, что в уловах стал преобладать окунь. Возможно, красные хвост и «воротник» пришлись ему больше по вкусу, чем голавлю, а может, просто в это утро окунь был более активен. Смена мушки на имитацию муравья привела к частым поклевкам уклейки и ельца, и от нее пришлось отказаться, хотя на других рыбалках выяснилось, что «муравей» — одна из самых уловистых мушек, которой не брезгует даже крупная и осторожная рыба. Как и следовало ожидать, после столь удачной и главное — совершенно новой по сути рыбалки мой арсенал поплавков сбирулино и соответствующих приманок значительно расширился. Я «поверил» в незнакомую доселе снасть и уже без тени сомнения стал выезжать на рыбалку, имея в арсенале только то, что необходимо для ловли на бомбарду. Нет, ультралайт я не забросил и никого не агитирую этого делать, я просто предлагаю разнообразить свое хобби еще одним видом ловли, и теперь, я думаю, самое время поговорить о необходимом оснащении.

Удилище для бомбарды

На одном из рыболовных ресурсов в Интернете как-то разгорелся спор о том, к какому виду ловли отнести бомбарду: к спиннингу, к нахлысту или к поплавочной удочке? На мой взгляд, это точно не удочка, ибо последняя все же не предполагает использование искусственных приманок, и уж точно не нахлыст, ибо в нахлысте необходимыми являются специализированные удилища и катушки, не говоря уже о шнурах и подлесках, плюс ко всему можно добавить и виртуозное владение забросом.

Мое мнение можно оспорить, но ловля на бомбарду наиболее приближена к спиннинговой ловле, в которой, как известно, часто используется грузило для доставки той или иной искусственной приманки на нужную дистанцию. Ну пусть грузило в нашей ловле довольно своеобразное, но, по сути, это ничего не меняет. А раз бомбарда стоит ближе всего к спиннингу, то и для ловли на эту оснастку подойдет обычный спиннинг. На небольших и средних реках лучшими будут спиннинги длинной 2,7–3 м, конечно же с тестом, соответствующим весам забрасываемых бомбард. Однако стоит отметить, что бомбарда нагружает бланк только во время заброса, а в процессе проводки благодаря обтекаемым формам практически не создает сопротивления, так что если вес бомбарды близок к значениям верхнего теста удилища, то в этом нет ничего страшного.

Был случай, когда я ошибся с предполагаемой шириной реки в незнакомом месте, и мне пришлось спиннингом с тестом 3–15 гр забрасывать двадцатиграммовую бомбарду. Конечно, лучше так не делать и иметь сбалансированную снасть, но стоит отметить, что спиннинг тот до сих пор цел и невредим. Для ловли на больших акваториях понадобится более длинное удилище. Желательно, но совсем не обязательно, приобретать специализированную снасть: можно обойтись маховым или даже фидерным удилищем длиной не менее 3,3 м, хотя тут тоже есть свои нюансы: если берега водоема сильно заросшие, то длинным удилищем сложно будет сделать заброс, так как для его выполнения нужно достаточное количество свободного пространства. Еще стоит учесть, что маховые удочки, несмотря на достаточную длину, обладают, как правило, довольно скромными тестами, а потому при выборе стоит обратить особое внимание именно на этот показатель.

Катушка для ловли на бомбарду

Какой-то особенной катушки для данного вида ловли не требуется. Подойдет обычная безынерционная. Лучше, конечно, не самый бюджетный вариант, дабы избежать неприятных сюрпризов в виде «бород» и отстрелов. Но даже с той катушкой, которая склонна к сбрасыванию петель, можно худо-бедно ловить, если отступить при намотке от бортика шпули не стандартные 1–2 мм, а, скажем, 3–4. На дальности заброса это не сильно скажется, а от ненужных забот избавит. Я обычно пользуюсь теми же катушками, какими ловлю на спиннинг. Специально для монолески пришлось, правда, приобрести еще одну катушку, но, в принципе, вполне можно было обойтись покупкой дополнительной шпули. У многих моделей запасная шпуля идет в комплекте, так что, я думаю, проблем с выбором катушки ни у кого не возникнет. Хотелось бы только лишний раз напомнить, что при ловле на бомбарду не стоит слишком сильно затягивать фрикционный тормоз: слабые поклевки бывают обычно при сильной волне или когда на течении образуется большая петля, то есть когда леска имеет в запасе «свободный ход», да и то не всегда. Гораздо чаще при атаке рыбы удилище буквально вырывает из рук, а потому перетянутый фрикцион может стать причиной потери и приманки, и трофея.

Бомбарда

Здесь я не буду углубляться в теорию, а просто расскажу о том, чем пользуюсь сам. В предпочтении у меня водоналивные бомбарды. Для этого есть две причины: во-первых, варьируя количество воды в поплавке, можно увеличивать вес бомбарды — это избавляет от необходимости перевязывать снасть при переходе на более широкий участок реки или просто когда требуется более дальний заброс; во-вторых, заполнив такой поплавок полностью, можно превратить его из плавающего в тонущий, что более чем актуально, когда рыба не проявляет себя в поверхностном слое. Единственный их минус в том, что без заливки воды они летят не так далеко, как цельнолитые бомбарды из пластика такого же веса.

Снасти и методы ловли на бомбарду голавля,окуня-приманки,мушки

Бомбарды, заявленные производителем как медленно тонущие, тоже использую по необходимости, но гораздо реже, чем плавающие. Тонущими же пользуюсь, как правило, при ловле на небольшие воблеры и вертушки. Если же требуется провести муху или стример возле дна, то гораздо целесообразнее, особенно на течении, использовать «тирольскую палочку».

Теперь о способах монтажа. Один из них я описал выше, но бывают случаи, когда просто необходима концевая бомбарда. Затопленные деревья, кустарник на противоположном берегу, нависающий над водой на приличное расстояние, — все это усложняет заброс в нужную точку. Леску приходится периодически притормаживать, дабы избежать зацепа приманки за ветки, в результате чего мушка не долетает до рыбы, которая частенько стоит в тени ветвей в ожидании добычи.

Траектория полета мушки на поводке за бомбардой, если нет значительного опыта, часто бывает непредсказуемой. Это, конечно, не критично в обычных условиях, но в описанных выше может подпортить удовольствие от рыбалки. С концевой же бомбардой сделать точечный заброс значительно легче. Мушка в этом случае крепится перед бомбардой на расстоянии около полуметра на поводке длиной 10–15 см. Не знаю, существуют ли в природе концевые бомбарды промышленного производства, но лично для себя я эту проблему решил. Сначала хотел изготовить такие бомбарды самостоятельно, но перспектива таскать с собой лишний тубус с бомбардами, которые не всегда нужны, как-то не прельщала. Немного поразмыслив, я понял, как можно обычную бомбарду превратить в концевую прямо на берегу. Берем для начала жесткую проволоку, которая без особых усилий проходит в антенну бомбарды. Отрезаем кусок длиннее поплавка сантиметров на пять-семь. На один конец надеваем вертлюжок и формируем петлю пассатижами, второй оставляем как есть. Приезжаем на водоем, выбираем нужную по весу бомбарду, продеваем в нее проволоку и загибаем. Получается, что отрезок проволоки заменяет в рюкзаке целый набор концевых бомбард.

Леска

В качестве основной можно использовать как плетеную, так и моно. С небольшими по весу бомбардами, когда ловля ведется на небольшом расстоянии, я использую монолеску. При забросе на 20–30 м ее растяжимость особо не ощущается, и я не помню, чтобы у меня было много сходов или «пустых» подсечек. При ловле тяжелыми поплавками на значительном расстоянии от берега лучше, конечно, использовать плетеный шнур. Бытует мнение, что рыба его пугается, но, на мой взгляд, слухи о пугливости того же голавля или жереха сильно преувеличены. Не раз приходилось видеть, как рыба яростно атакует… бомбарду, кидается на «усы» от плетенки при ловле воблерами или джигом. Я лично пользуюсь ядовито-желтым шнуром, с которым легче контролировать проводку, и применяю его не только при ловле на бомбарду. Что же касается поводка, то понятно, что он должен быть из монолески. Многие советуют флюорокарбон, как менее подверженный перехлестам, но при определенном навыке и с обычной леской никаких проблем не возникает: главное — вовремя придержать бомбарду в полете.

Мушки для ловли на бомбарду

Это, пожалуй, самое сложное в ловле на бомбарду. Информации о наиболее уловистых мушках для ловли на бомбарду достаточно мало даже в Интернете, и часто только «полевые условия» способствуют правильным выводам. Я как-то навязал несколько мушек в стиле «парашют» и, еще не побывав на реке, обнаружил в Интернете информацию, что на мушки данного типа ловят исключительно нахлыстом, смазывая ершик флотантом и пуская мушку в «свободное плавание». Понятно, что, оказавшись на речном перекате, обильно усеянном водной растительностью, я начал ловлю именно с «парашютом», дабы в случае глухого зацепа и потери мушки не о чем было жалеть, но голавль ловился и притом очень хорошо.

Снасти и методы ловли на бомбарду голавля,окуня-приманки,мушки

С тех пор мушки данного типа заняли прочное место в рабочей коробке. Хорошо себя также показали палмеры (имитации гусениц), бокоплавы, различные варианты ручейников. Отдельно можно отметить мушки из пенки: имитации жуков и муравьев из этого материала, плавающих на поверхности, рыба редко оставляет без внимания. При выборе мушки важно учитывать и глубину в месте ловли, ибо ставить «мокрую» мушку на откровенном меляке нет никакого смысла — кроме зацепов это ничего не принесет. Как и в любом другом виде ловли, здесь важно поверить в успех и поймать первую рыбу, а дальше все придет само. Мне повезло: знакомый вязальщик обучил меня азам этого увлекательного занятия, а дальше я пошел сам, пользуясь «легендами» различных мушек. Для тех же, у кого нет времени или желания изготавливать мушки самостоятельно, есть масса предложений на рынке. Такие известные мушки, как Stimulator, Red Tag, Adams и многие другие есть в свободной продаже. Единственный совет: выбирайте мушки на крупных крючках №№ 6–10, иначе жор уклейки и прочей мелочи вам обеспечен!

Владислав Сальников

Поделитесь с другими, если Вам понравилось