В рыболовной периодике катушки достаточно обширно исследованы многими уважаемыми авторами. Но все ж, с другой стороны, описания катушек редко когда велись от конкретного способа лова - и в большинстве своем преподносились как некий обобщенный материал. Поэтому я остановлюсь на так называемых «тонких моментах», на которые в первую очередь стоит обратить внимание. Ведь где тонко, там и рвется, помните?

Определение ультралайт катушки

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Для начала остановлюсь на таком аспекте: чем же на сегодняшний день является ультралайт катушка? Ведь если по большому счету – это всего лишь некий агрегат для хранения лески, выполняющий функции ее свободного сброса за счет веса приманки, точнее - приданного той рыболовом при помощи спиннинга механического импульса (заброс), а также последующего возврата лески (проводка) на первоначальное место хранения (шпуля катушки). Плюс катушка имеет возможность в особых случаях принудительно сдавать обратно леску (фрикционный тормоз) – либо при критической нагрузке (для сбережения спиннинга и самого механизма от поломки), либо для утомления вываживаемой крупной рыбы. Из данного пространного определения можно заключить, что нам может сгодиться любая катушка, исправно справляющаяся с указанными выше функциями. В принципе - так и есть. Другой вопрос, что помимо функций хранения и обработки лески существует у катушки, подходящей именно для Ультралайта, еще ряд немаловажных параметров, которые в комплексе будут порой намного важнее.

Итак, в данном разделе предлагаю рассмотреть:

- вес ультралайт катушки;

- ее размер;

- фрикционный тормоз и его предварительную настройку;

- способность ультралайт катушки укладывать тонкую леску или «плетенку»;

- прочие конструктивные «мелочи».

Но прежде не могу не сделать реверанса в сторону двух настоящих монстров рынка рыболовного снаряжения - и катушек в том числе. Речь о Daiwa и Shimano. Ибо наши теоретические аспекты мы будем рассматривать на примере продукции именно этих признанных во всем мире флагманов катушкостроения.

 

 

Вес катушки для ультралайта

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Вес ультралайт катушки - практически один из самых важных параметров для Ультралайта. Чем катушка для ультралайта легче – тем лучше. Такая легкость не всегда востребована в других, отличных от ультралайта категориях спиннинга, т.к. там катушка нередко выступает противовесом, балансирующим спиннинговое удилище. В ультралайте все иначе: с учетом того, что наши ультралайт спиннинги не отличаются ни повышенной мощностью, ни, как правило, «быстротой», то чем меньше будет вес катушки для ультралайта, тем лучше. Малый вес катушки оказывает минимальное влияние на динамику снасти в целом. Отсюда повышается общая комфортность ловли и сбалансированность всей снасти. И, как следствие, общая чувствительность. Так что искать в ультралайт снасти некую мифическую точку баланса, как пытаются делать в более тяжелых видах ловли, не стоит. Для ультралайта не существует такого понятия как «очень» или «слишком» легкая катушка, а вот тяжелой катушкой «убить» снасть можно на раз-два!

В ультралайт катушках среднего и выше ценовых диапазонов снижение веса достигается за счет внедрения в производство деталей из специальных материалов, многие из которых (как и углеткань для спиннингов) пришли к нам из аэрокосмического производства.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

К слову, такие материалы уже сами по себе имеют довольно высокую стоимость. Плюс определенные сложности с их обработкой, а это, понятно, специальные станки и еще куча дополнительных затрат. И конечная цена топовых моделей ультралайт катушек в тысячу и более американских долларов уже давно никого не смущает и не удивляет.

Но легкость легкости рознь. Ведь и легкость дешевых катушек бывает сравнима с топовыми, но в моделях ультралайт катушек низкого ценового диапазона речи об использовании высококачественных материалов не ведется по определению, и все-то остальные параметры - такие как плавность хода, обработка лески, фрикционный тормоз и т.п. - далеки от совершенства. Плюс недолгий ресурс работы.

Подробно останавливаться на так называемых «революционных материалах и технологиях» не буду. Думаю, многим известны и сложные композиционные материалы, и титаномагниевые сплавы, уже прописавшиеся в производстве корпусов катушек. И термически обработанный дюралюминий, имеющий очень высокую механическую прочность, из коего делают не только корпусные детали, но даже шестерни в передаточном механизме, тем самым добиваясь еще большего снижения веса ультралайт катушки. Весьма подробно обо всех нововведениях можно прочитать и на профильных сайтах самих производителей, и на сайтах дилеров. Ну, привирают и те и другие немного, выдавая желаемое за действительное, куда без того, жить-то как-то надо! Тем более в период общемирового кризиса и существенного снижения покупательного спроса. А реклама, как известно, двигатель торговли. Но, все равно, общий вектор развития катушек можно проследить довольно легко.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Если же измерять подходящую нам вес ультралайт катушки конкретными цифрами, то оптимальный параметр веса для ультралайта колеблется от 160 до 200 гр. Разница в 40 гр на первый взгляд может показаться на первый взгляд несущественной. Но, поверьте, чем более деликатный наш ультралайт спиннинг, как по тесту, так и по строю, тем более чувствителен он к весу катушки. Не стоит сбрасывать со счетов и строй. Более «быстрые» спиннинги кажутся чуть мощнее, чем «медленные». А потому с «быстрыми» ультралайт спиннингами разница в 5 - 10 гр вряд ли будет ощутима, чего не скажешь о «медленных» - там разницу уже возможно почувствовать. Похожая ситуация и с длиной ультралайт спиннинга: при всех прочих равных, т.е. при аналогичном тесте и строе - более длинный спиннинг будет ощущаться как чуть более мягкое.

 

 

Размер катушки для ультралайта

Размер катушки определяется емкостью шпули, а какую леску и сколько мы можем намотать - указано на самой шпуле. Как правило, размер лески обозначается разрывной нагрузкой в lb (фунтах), а количество указывается в метрах, иногда – в yds (ярдах, 1 ярд = 914,4 мм).

Интересная особенность: с относительно недавних пор у Shimano и Daiwa вошло в моду совмещать ранее казалось бы несовместимое - на механизме, идущем следующим по размеру, оставлять шпулю от предыдущего, т.е. уменьшенную по отношению к штатной. В итоге получается катушка, где стоит шпуля, скажем, размера 1500 и механизм катушки размера 2000. Вполне оправданное решение, т.к. немного увеличивая массу катушки, добиваются усиления ее мощностных характеристик. Только вот так ли это нужно нам в ультралайте?

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Тем не менее, такие катушки Shimano обозначают индексом «С» (compact), а Daiwa «R» (reduce). Хоть обозначения вроде как и разные, но и то, и другое слово переводится с английского как «сокращенный».

В обозначении шпуль с уменьшенной лесоемкостью и, соответственно, увеличенным диаметром сердечника (а они очень нужны для ультралайта, т.к. мы используем тонкие лески и шнуры - и желательно не подматывать бэкинг, неизбежно деформирующий основную леску) конкуренты тоже разошлись. Shimano использует индекс «S» (shallow - мелкая). А вот Daiwa просто указывает в окончании номера «мелкой» шпули разрывную нагрузку лески, которая помещается на шпуле в количестве ровно ста метров. Например, в маркировке размера 2004 (фото 1) последняя цифра говорит, что сюда можно намотать 100 м лески с разрывной нагрузкой 4 lb, диаметр монофильной лески при такой разрывной нагрузке обычно от 0,16 до 0,17 мм (фото 2). А на стандартную шпулю размера 2000 катушки той же модели влезает 100 м лески диаметром 0,28 мм.

Не так давно на шпулях - правда, не на всех, конечно, - появилась маркировка (фото 3) и для многоволоконных лесок (РЕ), и даже для флюорокарбона (FLUORO). Кстати, при намотке стоит учитывать, что указанные цифры – это для полностью, вровень с буртиком, заполненной шпули.

Если раньше качество катушки можно было оценить, взглянув на шпулю: обязательно металлическую плюс с надсадным буртиком, покрытым нитридом титана – это были главные индикаторы «крутизны» катушки (помнится, если катушка не обладала этими опциями, класс ее понижался как минимум до «любительского»), то на данный момент сия деталь не является притягивающей внимание.

Шло время, менялся подход. Ультралайт катушки делались все легче и легче. Скажем, Daiwa уже давно использует в качестве материала для изготовления шпуль поликарбонат. По прочности шпули из этого материала не уступают металлическим, но настолько легче, что это оказалось практически панацеей для требуемого снижения массы катушки для ультралайта. Кстати, это далеко не тот пластик, что использовали, да и сейчас используют в дешевых катушках - цена шпуль из поликарбоната даже выше металлических.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Теперь - о конкретных размерах катушек для ультралайта. Популярен в последнее время у ультралайт спиннингистов размер 750 Shimano. Однако это не всегда означает, что лесоемкость у такой катушки будет меньше чем у «тысячника», особенно если на шпуле присутствует индекс «S». Но нам в первую очередь будут интересны размеры от 1000 до 2000 у Shimano и от 1003 до 2004 у Daiwa. Существуют еще и размеры, которые, на первый взгляд, несколько великоваты для ультралайта: я говорю о моделях размеров 2500 и 2506. Однако из-за того, что в них используются облегченные композиционные материалы, такие катушки находят применение и в ультралайте, хотя и несколько ограниченно и на достаточно «весовых» спиннингах.

Универсальным размером, пригодным почти на все ультралайт спиннинги, у Daiwa я считаю 2004, у Shimano это будет размер 2000 со шпулей уменьшенной лесоемкости.

Принципа «самую маленькую катушку самому легкому спиннингу» я стараюсь придерживаться неукоснительно. Потому «тысячники» применяю с совсем легкими ультралайт спиннингами, где верхняя граница теста не более 1/8 унции, т.е. 3,5 гр.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Вот перед вами некая «база», которую я взял одно время за основу. С появлением новых, более легких катушек, менялись только цифры, но принцип формирования ультралайт снасти, и, в частности, подбора катушки по размеру и массе, я оставил:

катушка размер 1000 или 1003 (вес до 170 гр) – ультралайт спиннинг тестом до 3,5 гр (1/8 oz);

катушка размер 2000 или 2004 (вес до 190 гр) – ультралайт спиннинг тестом до 5 гр (3/16 oz).

Ну и промежуточный между ультралайтом и лайтом размер:

катушка размер 2500 или 2506 (вес до 200 – 210 г) – ультралайт спиннинг тестом до 6 - 7гр (1/4 oz).

И еще о шпулях увеличенного диаметра. Не стоит упрощать представление о том, что такая шпуля – допустим, с системой ABS (Anti-Backlash System) от Daiwa – это гарантия сверхдальнего заброса. Вроде понятно, что больший диаметр - меньше витков лески на единицу ее общей длины, что приводит к тому, что леска меньше крутится, обеспечивается меньшее сопротивление при забросе - и заброс получается более дальним. Но и бесконечно увеличивать диаметр шпули мы, естественно, не можем. Нужно четкое понимание, что правильный выбор размера катушки для ультралайта – это взаимосвязанный комплекс условий, где диаметр лески и размер приманки, помимо длины ультралайт спиннинга, его теста и строя, также являются не менее важными составляющими.

 

 

Фрикционный тормоз ультралайт катушки

Далее мы будем говорить только о моделях с передним фрикционом, как более надежных в работе и – что немаловажно - легких, чем аналогичные катушки с тормозом, расположенным сзади (не стану вдаваться в техническое сравнение тех и других, это уже послужило благодатной темой для многих авторов статей в СМИ, но, поверьте, не припомню ни одной настоящей катушки для ультралайта, где бы использовался «задний» фрикцион, эта компоновка скорее прерогатива катушек для матчевой ловли, фидера и т.п.).

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Чем более тонкую настройку фрикционного тормоза в ультралайт катушке мы имеем, тем лучше. Максимальное тормозное усилие отображается в паспорте катушки или на упаковочной коробке (4 кг - фото 4). Данный параметр означает, что при усилии стягивания, допустим, в 5 кг - шпуля начнет вращаться при полностью затянутой гайке фрикциона, что, понятно, убережет механизм катушки или леску от разрушения. Но часто рыболовы, глядя на это значение, равняют его с максимальной тягой катушки. А это в корне неверно. Ведь устанавливаемое фрикционное усилие, его величина, зависит лишь от числа и размера фрикционных шайб, находящихся внутри шпули, от материала, из которого они изготовлены (это может быть металл, графит, фетр и т.п. материалы, а также их комбинации) и от степени прижатия шайб фрикциона друг к другу. Для простенькой иллюстрации вышесказанного возьму две одинаковых катушки от Daiwa, одну размером 2004, другую - 2506.

На коробке 2004 обозначено максимальное усилие на фрикцион 2 кг, а на 2506 – 3 кг. Но это не значит, что у них максимальные тяги механизмов разные. Все дело в том, что корпуса и «требуха» этих катушек полностью идентичны. Абсолютно! Отличаются лишь так называемая «вилка» (ротор) да шпули. А это значит, что 2506 совсем не мощнее 2004. Даже фрикционные шайбы там могут быть из одного и того же материала. Но повышенное на килограмм усилие можно «вытянуть» не из материала шайб, а их диаметра, точнее - из-за равновеликости контактной площади шайб – у 2506 этот параметр, естественно, больше.

Еще один немаловажный момент в любом фрикционном тормозе – это время срабатывания. Под этим я понимаю временной промежуток между рывком, допустим, крупной рыбы и началом сдачи лески. Хороший фрикционный тормоз реагирует практически мгновенно - и в то же время плавно, без резких рывков. Вряд ли такое встретите в недорогих катушках. Тут их беда - резкое срабатывание фрикциона в момент потяжки, но с заметным запаздыванием (секунда, пусть даже меньше), но этого подчас хватает, чтобы рыба освободилась от приманки или вообще оборвала леску.

Предварительная настройка фрикциона (Фрикционный тормоз) катушки

Современный многопозиционный фрикционный тормоз дает возможность настроить его практически под любую леску, какая нужна рыболову. Но умение оптимально настроить фрикционный тормоз перед рыбалкой приходит только с опытом.

Что я имею в виду? Учет всевозможных факторов, могущих повлиять на настройку фрикционного тормоза. Ну, скажем, устанавливаемое усилие фрикциона должно зависеть от рыбы, на которую идет охота, ведь известно, что поклевка голавля или жереха, как и процесс их вываживания, отличны от таковых же у окуня, пусть даже и крупного. Или от тройников на приманке: чем они тоньше, тем более внимательно нужно настраивать фрикционный тормоз.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

И все ж возьму на себя смелость рассказать о предварительной настройке фрикционного тормоза. Пропустив леску сквозь пропускные кольца спиннинга и оставив свис лески, равный примерно длине спиннинга, свободной рукой начинаем тянуть или дергать леску, имитируя рывки рыбы. Фрикционный тормоз должен срабатывать от усилия, приблизительно равного половине разрывной нагрузки лески - регулируя гайку фрикционного тормоза, добиваемся нужного значения. Потом, в процессе ловли, фрикционный тормоз можно подрегулировать уже по месту, учитывая конкретные условия и попадающуюся рыбу. Хотя, честно говоря, такую настройку легче показать, чем описать словами.

Кстати, опытные рыболовы в процессе вываживания легко успевают подтянуть или ослабить тормоз - в зависимости от ситуации, складывающейся на «поле брани». Слухи, что делать это в сей ответственный момент крайне неудобно, так слухами и остаются, и распускаются, скорее всего, малоопытными коллегами. Поверьте, возможность регулировки в процессе вываживания говорит не только и не столько о мастерстве, сколько о практически стопроцентном исходе в пользу рыболова. Ну, 95% - уж точно, оставим 5% на форс-мажорные обстоятельства.

 

 

Способность ультралайт катушки укладывать леску и «плетенку»

Сюда нужно отнести не только фактор ровной намотки лески на шпулю, но и моменты, связанные с ее обработкой катушкой. От этого будет зависеть и дальность заброса, и срок службы нашей лески.

И если с равномерностью и приличной плотностью намотки лески современные ультралайт катушки более-менее справляются, то с ее перекручиванием не все благополучно.

А ведь перекручивание лески и дальность заброса – вещи взаимосвязанные. С этой бедой каждый производитель борется своими методами. В частности, в компании Daiwa процесс перекручивания частично нивелируется работой ролика под названием Twist Buster 2 и шпули особого «расклешенного» вверх профиля (ABS) (фото 5 а, б), у Shimano – действием аналогичной системы Power Roller. Но полностью избежать скручивания лески все равно пока не удается. Однако могу сказать, что Daiwa с этой проблемой справилась лучше, чем Shimano. Не кардинально, конечно, но разница все ж заметна.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Особо отмечу проблему сброса петель, которые время от времени появляются практически на любой катушке. Здесь самое существенное влияние оказывают не столько приманка, применяемая при ловле (например, скручивающая леску вращающаяся блесна) или техника проводки (вспомним рывковые проводки воблеров-минноу, где леска приходит на шпулю с разной долей натяжения на коротком участке), сколько сама используемая леска или «плетенка». Все мы знаем, что монофильные лески и «плетенки» совсем не одинаковы по строению и обладают собственными характеристиками, одна из которых - мягкость. Вот с мягкими шнурами или лесками чаще всего и возникают определенные сложности. Особенно, если шпуля заправлена полностью. И если шпуля заполнена до отказа, то возможность сброса петли увеличивается.

Подшипники в ультралайт катушках

Тут речь пойдет о подшипниках качения (шарико- и роликоподшипниках), их я в дальнейшем и стану называть «подшипниками» - в отличие от подшипников скольжения, которые для простоты буду обозначать «втулками». Так вот, этим трудягам раньше отводилось основное место в определении качества катушки. И чем их было больше, тем лучше.

Не секрет, что если большинство соответствующих узлов «одето» в подшипники, то дольше и ресурс работы катушки. Но главное все ж не количество подшипников, а кинематическая схема, в соответствии с которой и распределены наши «шарики-ролики» по местам. От рациональности кинематики зависит улучшение и мягкости, и плавности хода. Потому сегодня критерий «количество подшипников» уступил место критерию «их качество», т.е. наличие в изделии высокотехнологичных материалов и точность его изготовления.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Однако современную аксиому, что «лучше иметь один хороший подшипник, чем 10 плохих», я не поддерживаю. Считаю, что какой бы ни был подшипник, он все равно лучше заменяющей его втулки. Но настаивать не буду.

Введение в механизмы катушек подшипников, устойчивых к агрессивным средам (у Shimano такие подшипники получили название A-RB, у Daiwa – CRBB) - с одной стороны, нам мало что дает, мы ведь здесь не ловим в соленой морской воде. Наша рыбалка практически на 100% происходит в воде пресной. С другой стороны, такие подшипники на сегодняшний день обладают не только большим ресурсом работы, но и имеют практически полную защиту от попадания внутрь инородных частиц – попросту грязи. И, что интересно, такие подшипники уже изначально внутри снабжены смазочным материалом, что во много раз снижает необходимость дополнительной смазки данных подшипников.

 

 

Дужка лесоукладывателя ультралайт катушки

В отдаленном прошлом присутствовала определенная проблема попадания лески куда угодно, только не на ролик лесоукладывателя. Причем эта проблема была знакома даже обладателям топовых катушек. Из-за того, что леска не укладывалась в нужное место, она мало того, что пропиливала в зоне лесоукладочного узла паз, но и сама потом приходила в негодность, попадая в пропил в начале намотки. Но проблему удалось решить посредством плавного перехода дужки в узел лесоукладывателя. Daiwa данным пунктиком озаботилась чуть раньше. Теперь что у Shimano (фото 6), что у Daiwa (фото 7) проблем с выводом лески строго на лесоукладыватель нет.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

К слову, опытные рыболовы уже давно дужку лесоукладывателя закрывают не с помощью поворота ручки катушки, а собственными пальцами, умудряясь в этот момент успеть еще и принудительно уложить леску на ролик, и даже дать определенный натяг в момент начала подмотки, чтобы исключить образование петли. Выглядит как волшебство, но на самом деле здесь нет ничего удивительного, и такой вариант наработан у многих практически до автоматизма.

Рукоятка ультралайт катушки

Положа руку на сердце, писать здесь особо и нечего. Как ручка у катушки будет складываться в походное положение – не суть важно. Но мне на данный момент кажется более правильным, если мы имеем возможность отделить ручку от катушки полностью (фото 8 а, б), т.е. не сложив ее при помощи специальной кнопки (фото 9) или открутив крепежную гайку с другой стороны (фото 10). Кнопка, с одной стороны, вроде бы удобна, но со временем место, где ручка складывается, как бы «расслабляется» - и мы получаем никому не нужный люфт.

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

Очень удобно, когда ручка на катушке типа DoubleHandle (фото 11). Один из плюсов такой рукоятки в том, что она здорово помогает сбалансированности катушки при вращении. Но серьезный минус – э то ее излишняя масса - процентов на 70, а когда и больше, одинарной.

Мгновенный стопор обратного хода на ультралайт катушках

Сегодня практически все более-менее качественные модели катушек, и не обязательно флагманов мирового рынка, обладают такой конструктивной особенностью. Механизм стопора не дает ротору проворачиваться в обратную сторону при подсечке или на финальной стадии вываживания, когда необходимо свободной рукой принять рыбу. Главное – не забыть включить клавишу (рычаг) переключателя. Ну а для тех, кто постоянно забывает, в некоторых совсем современных моделях – например, Daiwa Aegis 2004, Daiwa Ignis 2004 – этот переключатель отсутствует вообще: стопор обратного хода всегда находится во включенном положении.

Вообще, говорить, что без мгновенного стопора жизнь не мила - вряд ли стоит, но все уже так к нему привыкли, что воспринимают наличие в ультралайт катушке как должное. Только на совсем уж дешевых катушках он отсутствует, и там ротор останавливается с заметным отыгрышем назад. А это серьезные ударные нагрузки на механизм катушки.

Про цвет и тюнинг ультралайт катушки

Вроде бы мелочь – ну, действительно, какая разница, какого цвета будет наша ультралайт катушка. Лишь бы работала исправно да радовала отсутствием проблем. Но, с другой стороны, эстетика-то снасти именно в Ультралайте - далеко не на последнем месте. И «правильный», так называемый «гарнитурный» цвет - будет совсем не лишним.

Но тут уж выбирать не приходится - как производитель катушки сочтет нужным, так и будет. Правда, есть в Японии несколько специальных тюнинговых контор, фирм и фирмочек, где модернизации катушки уделяют самое пристальное внимание. Доработке подвергается не только цвет катушки - шпули и корпуса, но и ее «требуха». Ставятся дорогие керамические подшипники, заменяются главные пары в передаточном механизме, видоизменяют ручки. Все по желанию клиента.

Становится ли катушка лучше серийной? Несомненно. Насколько это нужно? Это вопрос уже к обладателю такого девайса. Ведь иногда цена таких экспериментов приближается к двукратному увеличению стоимости катушки. Но, странно, ведь у нас не вызывает вопросов глубокий тюнинг двигателя машины, мы в массе своей не против полюбоваться той же аэрографией на кузовах отнюдь не дешевых автомобилей, которую по праву можно считать направлением в современном искусстве. Ведь какие шедевры выходят из-под «кисти» аэрографа - диву даешься! А чем мы, рыболовы, хуже?

Катушка для ультралайт-вес,размер,шпуля,тормоз,подшипник,намотка

В числе серьезных игроков на рынке можно отметить I’ze Factory, которая плотно занимается «приблудами» для Daiwa – и, скорее всего,Daiwa же и принадлежит. Точно утверждать не могу, но очень на это похоже. Показателен для примера вариант от I’ze Factory, где комплект, состоящий из шпули для Morethan Branzino2508 и такая же гарнитурная ручка стоят в районе шестисот долларов. Чуть дешевле (немного - за 400 «бакинских») выйдет комплектик шпули с ручкой размером Emeraldas 2506. Неслабо, да? Немало интересных «вкусностей» сделали и компания Zpi, иIto Ingineering. Список можно, конечно, продолжить, но и этих более чем достаточно.

Я сам, могу честно сказать, не смог удержаться от этого пагубного увлечения - и подверг свои катушки небольшому тюнингу. Для пущей важности приобрел графитовую ручку от Zpi. Удалось достать через хороших знакомых и несколько «мулек» - типа «сам себе дизайнер» - в виде накладок для катушек Daiwa подходящих размеров (фото 12), а так же пробковых рукояток, спрятанных за верхней прозрачной силиконовой «рубашкой» (фото 13). Такие дилетантские наборы хороши тем, что не требуют каких-то глубоких инженерных познаний - и позволяют любому, кто еще не потерял умения упражняться с маленькой отверткой, самому выполнить совсем несложные манипуляции и некоторым образом «огламурить» свою катушку (фото 14 а, б, в). На большее, к сожалению, нет ни возможности, ни, тем более, средств.

У. Л. Барыгин (Продолжение следует)

Поделитесь с другими, если Вам понравилось