Если уж эти сумасшедшие часами могут выбирать крючки и червячков, сколько у них уходит, чтобы выбрать лодку?
Слова, взятые в качестве эпиграфа, случайно подслушаны в одном рыболовном магазине. Сказано было, очевидно, в сердцах, но что-то в этом однозначно есть… Лодка – та необходимая вещь, что в корне меняет наши представления о стратегии и тактике ловли, открывает новые водные просторы, а значит - и трофеи.
Но созреть для приобретения лодки - это только начало. Затем наступают муки выбора. Многие действуют известным методом - собственных проб и ошибок. Хорошо, если до этого имелся кое-какой опыт эксплуатации надувных лодок из ПВХ – тогда многих проколов и просчетов удается избежать. Ну а если опыта такового нет вовсе? Тогда-то мы и видим частные объявления в тематических газетах всякого рода - вроде «продам б\у лодку - всего две рыбалки». Оно и немудрено, ведь аспектов, влияющих на выбор - масса, а они далеко не всегда очевидны и лежат на поверхности.
Предлагаю подойти к вопросу комплексно - и коснуться всех сфер эксплуатации надувной лодки из
ПВХ. Давайте представим схему «лодкооборота в природе». Итак, наша надувная лодка ПВХ хранится в гараже (на балконе, в кладовке, на даче) - это вопрос хранения. Далее: собираясь на рыбалку, мы загружаем ее в заплечный рюкзак (в багажник «Оки», джипа, микроавтобуса, на лафет) – это вопрос транспортировки. По прибытии на заветный водоем начинаем собирать нашу лодку в одиночестве (вдвоем, втроем, вчетвером) – это сразу два вопроса: вопрос сборки и вопрос грузоподъемности с пассажировместимостью.
Затем: ходим на ней на веслах (под элетромотором, под 50-сильным лодочным мотором) – вопрос движителя. Ну и в обратном порядке: вопросы мойки лодки ПВХ после рыбалки, разборки и снова транспортировки с хранением. Улавливаете? Уже есть, о чем подумать. И уже понятнее, «в какую сторону хотеть». А теперь еще внесем ряд ограничений: ловить чаще собираемся на маленьком лесном озерце, средних размеров водохранилище или реке, а может - в низовьях крупных рек или на огромных акваториях. Далее все это дело просеем через решето бюджета.
Примерно так и очерчивается «фоторобот» желаемой лодки. И вот тут, на этом этапе познаний о маломерном флоте, самое место еще одному логичному, в общем-то, вопросу: а есть ли универсальный вариант надувной лодки ПВХ? И он, к счастью, есть. Разумеется, с всякими разными оговорками, но все же.
На мой взгляд, универсальной можно считать надувная лодка ПВХ длиной 380 см. Судите сами: это уже судно, обладающее вполне солидной мореходностью, рассчитанное на использование подвесных лодочных моторов мощностью до 25 - 30 л.с. Кроме того - имеющее вполне обитаемый кокпит, номинальную пассажировместимость в 5 - 6 человек. И при всем при этом - компактно складывающееся в багажник среднестатистической легковушки, свободно переносимое двумя людьми - как в собранном, так и в разобранном виде, вполне совместимое с весельной тягой, не говоря уже об электромоторах, ну и позволяющее еще рыбачить на самых небольших водоемах, в которых только применимы надувные лодки. А далее в сознании созревает вопрос из разряда «а все ли йогурты одинаково полезны?»: чем, собственно, отличаются современные надувные лодки ПВХ? Какого производителя предпочесть?
Дальше можно перевести много бумаги, оформить все это в большой солидный переплет - и даже не одним томом. Возможно, я в этом вопросе излишне консервативен, но при выборе лодки ПВХ экспериментировать не хочется – хочется остановить свой выбор на надежном известном производителе. Предлагаю поступить проще - и поговорить об одной конкретной модели и рассмотреть решения, примененные в ней. Тем более что выпускается она уже второй десяток лет и снискала вполне благонадежную репутацию. Короче говоря - это «Мнев Кайман N 380».
Лодка Кайман N 380 имеет классические обводы, со слегка приподнятым носом и конусными окончаниями баллонов. Преимущество лодки Кайман N 380 - легкость: масса в сборе 75 кг (сами баллоны - 39 кг) - это очень немного для подобного класса надувных лодок ПВХ, что, несомненно, оценит всякий, кому доводилось не только кататься, но и «саночки возить». Днище лодки Кайман N 380 - сборное, секции выполнены из водостойкой фанеры, соединяются с помощью алюминиевых профилей и стрингеров. Такое дно очень практично в использовании - уж и не знаю, за что его некоторые недолюбливают. Судите сами: во-первых, фанера не мажется, как это происходит с алюминиевыми пайолами.
Дело в том, что при трении секций друг о друга на алюминиевом дне неизбежно появляется мельчайшая металлическая пыль, которая остается налетом на руках, одежде и вещах, с ней соприкасавшихся. С фанерой же подобного не происходит. Во-вторых, фанера не ломается, а такое периодически случается с алюминиевым дном при эксплуатации лодки ПВХ с недостаточным давлением в баллонах. Ну и самое приятное – это вес: фанерный пайол при прочих равных условиях существенно легче алюминиевого. В модели «Кайман N 380» пайол состоит из шести секций, что существенно улучшает «удобоукладываемость». Мне доводилось собирать лодку ПВХ аналогичного класса, в которой использовался алюминиевый настил, состоящий из четырех секций - так вот, там удавалось все сочленить лишь в четыре руки, т.е. для сборки требовались минимум двое. Кроме того, суммарно та надувная лодка весила под 90 кг, а значит - переносить ее вдвоем было тяжеловато. На этом фоне 380-й «Кайман» выглядит куда предпочтительнее – я без труда собрал лодку Кайман N 380 в одиночку, а переносим мы ее без проблем вдвоем.
Секции настила фиксируются стрингерами, обеспечивающими дополнительную жесткость конструкции лодки, что особенно актуально при ловле на больших акваториях. Для чего же надувной лодке ПВХ жесткость? Во-первых, это безопасность – ведь устойчивой «монолитной» лодкой куда проще управлять. А во-вторых - это вопрос износостойкости: представьте, например, что ваша лодка ПВХ на волне гнется и брыкается, как бычок на родео, а теперь прикиньте, как при этом истирается ПВХ-ткань, из которой сделаны баллоны лодки, о поверхность настила? У Каймана 380 с этим порядок – настил собирается плотно даже без стрингеров, и при надлежащем давлении в баллонах (около 0,3 бар) лодка обретает достаточную жесткость - и не «колбасит» на глиссере или волне.
Ну а имидж складывается, как обычно, из мелочей. Транец с металлической пластиной подружится со струбцинами любого подвесного лодочного мотора, который только применим на этой лодке (фото 1). Там же, на транце, предусмотрены буксировочные петли (фото 2) – что очень удобно, ведь на рыбалке случается всякое: ими можно буксировать другое судно, швартоваться боком к пристани, да и катание на «ватрушке» никто не отменял. Борта лодки в нижней своей части - в районе ватерлинии - оснащены привальным брусом с водоотбойником, который имеет значительно большую ширину в сравнении с аналогами (фото 3). Назначение этого элемента - весьма простое, и в то же время - важное: защита борта лодки от повреждения при швартовке, а также при контакте корпуса с пирсом. Кроме того, специальный небольшой козырек, расположенный по всему периметру лодки, защищает кокпит от попадания брызг.
Еще одна фирменная особенность мневских лодок – это страховочный леер с внутренней стороны баллона (фото 4) Эта опция оказывается весьма полезной для пассажира, который размещается в носовой части лодки при глиссировании и волнении воды – очень удобно держаться. Кроме того, дополнительный леер позволяет крепить к нему различное оборудование, необходимое судоводителю – начиная от клипсы навигатора и заканчивая, к примеру, носовой сумкой-рундуком.
Что любопытно, весла лодки Кайман 380 игрушечными назвать никак не удается – это вполне рабочий инструмент, с настоящими шарнирными уключинами и отнюдь не мелкими лопастями, что нехарактерно для лодок этого класса, в которых весла числятся скорее номинально. Система крепления сидений на салазках на баночном леере (фото 5) давно зарекомендовала себя с лучшей стороны, ведь она позволяет свободно перемещать банку практически по всей длине баллона. Хотя, по-моему, удобнее обходиться без штатных сидений – на самих баллонах сидеть удобнее, не говоря уже о походном стуле со спинкой, прихваченном с собой.
Ну и снова вернемся к прозаичному вопросу транспортировки, а именно - к транспортировочному чехлу. У Мнева - это фирменный крестообразный чехол из плотной ткани, на манер конверта, в который укладывается скрученная рулоном лодка (фото 6). Это гораздо удобнее традиционных сумок, ведь лодку ПВХ не нужно трамбовать и запихивать - проще подогнать сам чехол, нежели перекладывать лодку.
Кайман 380 возможен в двух основных расцветках – оливковой и серой. И эти цвета выбраны не случайно. С точки зрения простоты ухода и мытья – оливковый предпочтительней, но темный баллон склонен больше нагреваться на солнце, что влечет его расширение - и, как следствие, увеличение нагрузки на швы и ткань баллона. Поэтому для более жарких условий эксплуатации предпочтительнее второй вариант цвета – серый. Он, хотя и более маркий, что не совсем практично, но зато не так подвержен тепловому расширению, а значит - более вынослив на солнце.
Резюме по лодке «Кайман N 380» простое: на воде имеем вполне мореходное судно, в котором комфортно рыбачить вдвоем и даже втроем, способное ходить под подвесным лодочным мотором на скоростях до 40 км/ч, на суше - компактную упаковку, перевозимую в обыкновенной легковушке.
Думается, и названа лодка в честь крокодила не случайно – быстрая, универсальная и завершенная долгой эволюцией, как и этот древний хищник.