Хотя процесс обкатки в принципе одинаков для подвесных лодочных моторов любого производителя - вне зависимости от мощности и тактности, предлагаемый материал касается конкретного подвесного лодочного мотора - двухтактного Tohatsu M 3.5. И предназначен этот материал для тех, кто впервые занимается водномоторным делом - и зачастую находится в недоумении после прочтения руководства пользователя, где, естественно, прописаны лишь основные моменты процесса, а нюансы остаются за скобками. Думаем, и для новоявленных владельцев других брендов лодочных моторов эти заметки будут полезны.

Зачем нужна обкатка лодочного мотора?

Итак, зачем вообще нужна обкатка лодочного мотора? Основной ее смысл - в неспешной и размеренной приработке новехоньких деталей механизма - цилиндра, поршня, шестерен - друг к другу. И в дальнейшей смене масла в двигателе, содержащем после обкатки микростружку и прочие продукты приработки. Отметим, что при правильно выполненной обкатке и дальнейшей бережной эксплуатации подвесного лодочного мотора он дольше и надежнее служит.

Где производить обкатку подвесного лодочного мотора

Обкатка подвесного лодочного мотора Tohatsu M 3.5-режимы,смесьГде обкатку производить? Рекомендуется устанавливать подвесной лодочный мотор на лодку и делать обкатку на воде, тогда моделируется полноценный процесс под реальной нагрузкой. Конечно, для такого малыша, как лодочный мотор Tohatsu M 3.5, в случае особой нужды обкатку можно произвести и в бочке с водой, но все равно только на начальном этапе обкатки - до подачи половины газа, далее - опять водоем. А вот с более мощными подвесными лодочными моторами такие трюки не приветствуются.

 

Ну-с, берем руководство пользователя (далее - РП) - и внимательно читаем. После установки нашего двухтактного лодочного мотора Tohatsu M 3.5 на транец и придания ему вертикального положения надо накормить бак бензиново-масляной смесью в особой пропорции - 25 частей бензина к одной масла. Заметим, что в дальнейшем, после обкатки лодочного мотора, рабочая смесь будет беднее на масло - 50:1.

Какой нужен бензин?

Вопрос первый - какой брать бензин? Рекомендуется использовать неэтилированный бензин с минимальным октановым числом 87. Это значит, что нам подойдет 92-й. Но как говорят в лодочно-моторных сервисах, брать его лучше на проверенных АЗС, а на незнакомых - не поскупиться и на 95-й.

Так, теперь - сколько вешать в граммах? Для всего периода обкатки хватит 10-литровой канистры, лучше - новенькой, у которой пока еще герметичная пробка, гарантирующая, что из-под нее ароматная жидкость не попадет в багажник вашего авто. Почему 10? Простой расчет: расход топлива на полном газу - 1,7 л/час, обкатка лодочного мотора будет проходить 5 часов - в соответствии с РП. Еще и на потом хватит, главное - в той канистре сразу не делать обкаточную смесь, но об этом - ниже.

Какое масло нужно для обкатки подвесного лодочного мотора?

Обкатка подвесного лодочного мотора Tohatsu M 3.5-режимы,смесьА что с маслом для смеси? Производитель рекомендует только полусинтетическое для двухтактных двигателей марки TC-W3. Что ж, ему виднее - не будем перечить, здоровье лодочного мотора дороже. А что опять с граммами? 10 литров бензина - 0,4 л масла. Не знаем, как - кто, но мы видели в продаже лишь литровые флаконы - за глаза и за уши хватит.

 

Так-с, а в чем делать благородный коктейль? Существуют полезные пластиковые мерные сосуды (фото 1), такой был куплен в магазине, где продавались бензопилы и прочая техника, но, думаем, и в других местах можно найти. На этом полупрозрачном сосуде есть риски, отмечающие основной литр, а сверху - добавку для получения соотношения 50:1, 25:1 - полезная вещь. Емкость встроенного топливного бака нашего лодочного мотора Tohatsu M 3.5 В2 - 1,4 л. Хватает, к слову, на 30 - 40 минут хода. Что делаем? Берем чистую пластиковую 5-литровую сухую канистру, несколько повторяющихся операций на берегу - и на половину срока обкатки лодочного мотора смесь у нас есть. Но что интересно, потом на воде пошел процесс обратного перелива (фото 2): заправлять бак лодочного мотора Tohatsu M 3.5 удобнее из этого самого мерного сосуда - с гарантией не перельешь, да и на качающейся лодке это легче делать из небольшой легкой емкости (фото 3). И не заливайте смесь до самой горловины бака, не надо.

Обкатка подвесного лодочного мотора Tohatsu M 3.5-режимы,смесьДальше что? Закручиваем крышку топливного бака. Но до того делаем 2 - 3 оборота воздуховыпускного винта (фото 4). Почему до того? Проще это, а когда крышка завернута (фото 5), сия манипуляция делается с трудом и буквально со скрипом. Не худо обтереть лодочный мотор ветошью от неизбежных потеков топливной смеси - не знаем, может где и есть снайперы, но нам без потерь смеси не удавалось залить бак. А ведь смесь эта - горючая, особенно курильщикам надо иметь в виду.

 

Теперь - ближе к телу, как говаривал Мопассан. Смотрим на корпусе лодочного мотора сбоку, в каком положении стоит рычаг переключения передач. В нашем случае он должен быть на отметке Neutral - «Нейтраль» (фото 6). А ручку подачи топлива на том же боку, до этого закрытую (Close) - в положении Open - «Открыто». И в таком положении она должна находиться секунд 15, а потом ее нужно опять закрыть (Close). Не перепутайте с ручкой дроссельной заслонки на фронтальной панели лодочного мотора, там те же надписи.

Теперь переходим во фронт. Ставим рычаг газа в положение Start («Пуск»), это будет чуть повыше нарисованной черепахи (фото 7) - самого малого хода.

Берем могучей рукой ручку стартера - и нежно тянем шнур на себя до ощущения сцепления, а потом резко дергаем (фото 8). Скорее всего, спервоначалу дернем раза два - три - четыре - и лодочный мотор затарахтит, если все в порядке. Через десяток секунд - довольно скоро - открываем вновь кран подачи топлива сбоку. И переводим дроссельный рычаг на фронтальной панели вниз к отметке Open - «Открыто», а дальше начинаем осторожно регулировать его положение, чтобы лодочный мотор не заглох. Спешим напомнить, что все эти операции делаются, когда редуктор мотора обязательно находится в воде - иначе это может привести к повреждению лодочного мотора, а то и травме неосторожного водителя.

 

Обкатка подвесного лодочного мотора Tohatsu M 3.5-режимы,смесь

 

Если лодочный мотор заглохнет - эта ситуация для многих начинающих судоводителей нормальна - не суетитесь - проделайте полный цикл сначала, мотор-то еще не разогрелся как следует.

Но завелись, отрегулировали ровный ход. Теперь на этих малых оборотах прогреваем мотор минуты 3 - 4. За это время смазочное масло проциркулирует по всему мотору. Эксплуатация без прогрева, как известно, укорачивает срок службы движка. И ничего, если появятся облачка дыма - при обкатке это нормально.

Да, и перед продолжением прогрева обязательно убедитесь, что охлаждающая вода вытекает из контрольного отверстия для слива охлаждающей воды (фото 9), иначе глушите обороты полностью - что-то не в порядке с охлаждающей системой, лодочный мотор может перегреться до поломки.

Как глушить? А проще всего блокиратором, про который, каемся, не успели рассказать. А ведь это жизненно важная вещь - в буквальном смысле. И он обязательно должен стоять на положенном ему месте (фото 10) с самого начала наших упражнений с подвесным лодочным мотором, а его пружинный конец соединен с запястьем судоводителя или его одеждой. И когда, не дай бог, неосторожный водитель налетит на какое-то подводное препятствие или самостоятельно упадет за борт, лодочный мотор моментально остановится - и не повредит вращающимся винтом бедолагу.

Обкатка подвесного лодочного мотора Tohatsu M 3.5-режимы,смесь

 

Но у нас все в порядке, мы прогрелись. Пора и ходу дать. Но сперва мы сбрасываем обороты до минимальных - и переводим на боковой панели рычаг переключения передач из «Нейтрали» (Neutral) в положение «Вперед» (Forward). Подвесной лодочный мотор как бы взбрыкнет - почувствуется удар, это нормально - и мы пошли! Не жмите на газ - нам долго предстоит тащиться на малых оборотах, на то и обкатка. Все подвиги скорости - потом.

Режимы обкатки подвесного лодочного мотора

А пока - такой режим обкатки поэтапно.

1-й этап продолжительностью минут 10 хода - самые малые обороты: мы - на уровне «Черепаха» с постепенным переходом через риску Start, т.е. от 500 до 3 тысяч оборотов.

2-й этап - уже 3-часовой: мы где-то посередке между Start и «Зайцем», это 4 тысячи оборотов.

3-й этап, заключительный - до достижения пяти часов хода на воде, хоть РП и рекомендует полный ход, но благоразумные опытные люди не советуют превышать две трети оборотов - порезвиться можно и после обкатки лодочного мотора, недолго ждать.

Вроде - все. Нет, еще надо закончить ход, остановиться. Опускаем рукоятку дроссельной заслонки в положение малой скорости, ставим рычаг переключения передач в положение Neutral - «Нейтраль». Если лодочный мотор работал на высоких оборотах, двигаемся на холостом ходу минуты две - три. Сдергиваем блокиратор. Все, приплыли. Теперь затягиваем винт воздухозаборника на крышке топливного бака, закрываем кран подачи топлива. Мотор Tohatsu M 3.5 можно снимать с транца.

И последнее. Процесс обкатки лодочного мотора может быть и не непрерывным, не за день проведен. Главное тут - отметить на бумажке, чтоб потом не забыть, на каком этапе обкатки мы остановились - и продолжить с него.

Вот примерно так. Мы обкатали наш новенький лодочный мотор Tohatsu M 3.5. Теперь - отработанное масло долой, новое и свежее - добро пожаловать. Конечно, это можно сделать и самому. Но новичкам лучше обратиться в соответствующий сервисный центр - и присмотреться, как и что делается в этом плане, поскольку при дальнейшем уходе за подвесным лодочным мотором все это обязательно пригодится.

Окуневский А.

 

Поделитесь с другими, если Вам понравилось