Мы уже говорили, уважаемый читатель, о том, что наиболее сложные приманки - это вращающиеся блёсны. Но их сложность заключается не в производстве. В настоящее время существуют многочисленные технологии изготовления таких приманок. Сложности возникают тогда, когда появляется желание математически описать движение блесны в воде и взаимодействие всех её частей. «Вертушка» по многообразию форм оставила позади все искусственные приманки для спиннинга, вместе взятые.
Есть ли необходимость обычному рыболову-любителю докапываться до тонкостей математической модели поведения этой замечательной помощницы спиннингиста в воде? Давайте попробуем оставить математические лавры Лобачевским, но, памятуя о том, что рыбу всё же ловить нам - пойдём самым простым путём. Для этого мы вспомним и опишем наиболее общеизвестные варианты тех или иных частей этой уникальной приманки с упоминанием ее возможностей и сопутствующих достоинств той или иной части вертушки. О хомутиках и дужках у нас уже есть некоторое представление. Хомутик я назвал бы «сердцем» вертушки. Лепесток - это, конечно же, «душа» приманки. Но если есть «душа», то не худо бы подобрать и «тело». А «тела» - это осевые грузы блёсен (Рис. 1)
«Тело» находится в непосредственном взаимодействии с остальными частями приманки, и, оставаясь малоподвижным в сравнении с хомутиком или лепестком, всё же оказывает большое влияние на характер движения и возможности блесны. И, коль скоро речь пошла о грузах-телах, упомянем о том, что от этой детали конструкции зависят и удобство в производстве (технологичность), и характер воздействия на рецепторы рыбьего организма. Имеется в виду оптическое, звуковое воздействие или его отсутствие, электромагнитные колебания, создаваемые телом блесны, химическое воздействие на вкусовые рецепторы.
От груза зависит дальность заброса приманки, положение блесны в полёте, дополнительные возможности в виде замены крючка и способность противостоять закручиванию лески. Это далеко не полный список того, что нам предстоит обсудить. Только для перечисления всех качеств потребуется довольно много времени, а потому не будем его терять и перейдём к более подробному описанию различных вариантов этой детали вертушки, что поможет нам не только при конструировании подобных вещей, но и пригодится непосредственно в процессе лова. Знать возможности той или иной приманки и умение применять их, соотносясь с условиями, существующими на водоёме, где ведётся лов, - это одна из основных составляющих рыбацкого успеха.
Большинство вертушек, на которые ведут лов спортсмены и любители, производится не в маленьких мастерских-студиях, а на довольно больших предприятиях, где фирмы, продающие этот товар, размещают заказы на изготовление различных частей блёсен. В связи с этим, отличия в осевых грузах-телах существуют, прежде всего, в технологии изготовления. Это, в свою очередь, определяет внешний вид, но мало сказывается на эксплуатационных характеристиках блёсен. Для наглядности рассмотрим два примера. На Рис. 2 оба тела-груза предназначены для увеличения дальности заброса. И в тоже время конструкторы пеклись об отсутствии захлёстов крючка-тройника за леску. Об этом свидетельствует увеличение диаметра груза ближе к месту крепления тройника.
Первый вариант изображен на рис. 1 и он изготовлен методом литья из свинца и окрашен для более мощного воздействия на мозг рыбы. Если сигналы поступают от нескольких рецепторов одновременно (слух, зрение, боковая линия и т.д.), то такая приманка имеет преимущества и чаще схватывается рыбой.
Второй вариант на рисунке 2 тоже предназначен и для устойчивого положения блесны в полёте ( центр тяжести смещен к «хвостовой» части приманки), и для воздействия на органы зрения рыбы – груз-тело выполнен, как имитация личинки насекомого с контрастным покрытием флуоресцентными красками, но сам груз при этом выполнен из прутковой латуни методом точения на токарном станке.
Для рыболова-любителя тот факт, что оба груза выполнены по различным технологиям, имеет очень малое значение, этот вопрос в компетенции экологов и технологов, но результат впечатляет. Мы имеем очень разные, на первый взгляд, грузы-тела, но это только внешние отличия. При столь разнящемся внешнем виде, внутренняя сущность остаётся прежней. Теперь рассмотрим прямо противоположную ситуацию, когда внешняя схожесть на поверку оказывается только кажущейся. Изучим изделие, изображенное на рис.3.
Внешне оно очень напоминает вариант, представленный на рис. 1. Более того, изготовлено также методом литья из свинцового сплава с последующим окрашиванием. Воздействует на рыбу оптически и ведёт себя в полёте, исключая возможность захлёста. То, что центр тяжести смещён не только ближе к месту крепления крючка-тройника, но и ниже проволоки оси, почти исключает закручивание лески во время проводки блесны в быстром темпе. Это очень актуально при применении дорогостоящих плетёных шнуров. Одна неверно подобранная вертушка может испортить вам настроение на всю рыбалку, если выведет из строя ваш шнур. На этом важном качестве тел-грузов хотелось бы остановиться более подробно. Вот один из вариантов на рисунке 4, исключающий перекручивание лески.
Схема работает следующим образом. Проволочная ось свободно вращается в петлях из металлических пластин, вплавленных в тело рыбки, отлитой из свинца и окрашенной соответствующим образом. Даже при быстрой проводке проволочная ось свободно вращается в петлях, а груз-тело при этом упирается в шарик, играющий роль опорного подшипника и исключает скручивание лески или шнура. При всех достоинствах выше-приведённой схемы язык не повернётся назвать её технологичной.
Даже человеку, не сведущему в технических тонкостях, понятно, что исключить участие человека на всех этапах производства такого груза, как говорили классики, – архисложная задача. По-этому большее распространение получил груз, изображённый на рис. 5.
Несмотря на то, что в сравнении со схемой на рисунке 4 предлагаемый вариант менее эффективен, как противокрутящий механизм, он получил широкое распространение благодаря своей технологичности и ещё одному, несомненно, полезному качеству – возможности быстрой замены крючка-тройника на любой другой вид крючка. Такая возможность весьма высоко ценится рыболовами-любителями. Поэтому фирмы, продающие приманки, идут на «жертвы» даже в ущерб технологичности при производстве, лишь бы предоставить возможность оперативно менять такую важную часть приманки, как крючок. Примеры образцов на рис. 6 и рис. 7. На рис. 6 изображён вариант груза-тела, изготовленный посредством навивки свинцовой ленты с последующим окрашиванием.
Процесс литья исключен, что очень упрощает изготовление и снижает энергозатраты на производство приманки. Добавим, что экологически более чистое производство (нет литья свинца) более выгодно производителю. На рис.7 такой же вариант, плюс возможность замены крючка, но изготавливается в литейной машине.
Впрочем, во многом такие нюансы зависят и от возможностей фирм производителей. На предлагаемом вам рисунке 8 изображен очень технологичный, экологически безопасный и с сохранением всех важных достоинств по возможности замены крючка вариант.
Этот груз-тело был выполнен на токарном станке.
Часто рыболовам приходится изготавливать грузы-тела в домашних условиях. И многие ссылаются на сложности, возникающие при сверлении прутка из латуни, так как это требует наличия высокоточного оборудования для сверления отверстия под проволочную ось приманки. Но если приложить немного старания и смекалки, то сверление окажется не таким уж и необходимым, помимо всего прочего можно получить дополнительные положительные качества тела–груза, например, эксцентричность, что исключит закручивание лески. На рис.9 есть такой вариант.
Пазы пропилены обычной ножовкой по металлу.
Груз-тело - не самая сложная часть вращающейся приманки и потому вполне доступен для изготовления в домашних условиях. Много сложнее обстоит дело, когда речь заходит об изготовлении сверхтяжёлых сердечников из вольфрама и его сплавов. Но здесь можно «выкрутиться». В нашей лаборатории появились на свет два способа, нигде прежде в литературе не описанные, по изготовлению сверхтяжёлых сердечников из вольфрама. Самое, на мой взгляд, любопытное, что оба варианта предложены рыболовом-женщиной Астановой Жанной. На рис.10 вариант, подразумевающий использование тонкой (от 0,2 мм и тоньше) вольфрамовой проволоки. Достоинство этого способа в том, что он при своей простоте позволяет получить очень презентабельный вариант тела-груза, не уступающий по эстетике лучшим образцам.
Для тех, у кого возникнут сложности с приобретением вольфрамовой проволоки, существует способ, предложенный на рис.11. В этом случае используется вольфрамовый пруток, причём в дело идут самые незначительные кусочки - обломки электродов, раздобыть которые не составляет никакого труда.Также не потребуется ни сверления, ни каких-либо других сложных видов обработки вольфрама, что всегда прежде вызывало известные затруднения при изготовлении подобного рода грузов-тел.
Подобного рода работы больше напоминают вязание мушек и стриммеров нежели изготовление «сердечников» для вращающихся блёсен.
Несколько особняком стоят тела-грузы, обладающие специальными свойствами. Необычность их внешнего вида сразу бросается в глаза. Это могут быть, например, тела для создания при проводке дополнительных звуковых колебаний (рис. 12).
Полная их противоположность – «молчаливые» грузы. Чтобы исключить возникновение звука при проводке блесны, груз заключают в оболочку из пластика и используют пластиковый хомутик, о чём мы уже говорили в предыдущих номерах журнала (рис. 13).
Есть замечательно простые решения довольно сложных технических задач. Так, в одной из блёсен конструкторы использовали своё знание гидродинамических процессов и, сместив центр тяжести груза в «хвостовую» часть приманки, изменили форму таким образом, что почти исключили такое явление, как «дифферент на кормовую часть» блесны, что очень часто приводит к сложностям при включении лепестка в работу. Рис. 14.
В завершение нашего разговора мне бы особо хотелось отметить груз- контейнер, позволяющий сделать приманку многофункциональной. Можно не только менять вес самого груза, что очень важно при проведении каких–либо экспериментов, но и помещать внутрь контейнера ароматические вещества, а это позволяет в те дни, когда рыба малоподвижна, активизировать клёв, облегчая рыбе задачу по ориентации на приманку при помощи «следа запаха», оставляемого в воде таким контейнером. Существуют грузы-тела, создающие помимо звуковых колебаний ещё и электромагнитные, но это тема для отдельной статьи.
И. Астанов